ОСНОВНЫЕ МОНТАЖНЫЕ ПРОЦЕССЫ
При крупносерийном производстве монтаж агрегатов выполняют в сборочном цехе или в соответствующих агрегатных цехах, а при мелкосерийном и среднесерийном производстве монтажные работы производят полностью в цехе окончательной сборки.
Все монтажные работы разделяют на подготовительные работы, выполняемые на верстаке, и на стендовые работы.
В крупносерийном производстве при верстачных и стендовых; тажных работах пользуются шаблонами, кондукторами и приспосс ниями, а в мелкосерийном производстве работы обычно состоят в ус новке по месту. Так, жгуты электропроводок в мелкосерийном изводстве электромонтеры, монтирующие их на самолете, изготовл по месту, тогда как в крупносерийном производстве изготовле жгутов должно быть поручено заводу, изготовляющему прово
Монтаж электрооборудования самолета! При крупносерийном производстве монтажный цех получает готову жгуты с напаянными наконечниками, электрооборудование и крепе ные детали. Облицовки из изоляционного материала (фибра, текстов и гетинакс) для предохранения проводов от соприкосновения с мета лом ставят в цехе соответствующей узловой сборки, а бобышки дл скоб, которыми прикрепляют жгуты и электрооборудование на д$| ревянных самолетах, и гнезда для крепления этих деталей и агрегате в металлических самолетах ставят в агрегатных цехах.
Таким образом монтаж электрооборудования состоит из следуюс работ:
1) прокладывание жгутов и прикрепление их скобками, привинч ваемыми винтами или шурупами;
2) установка арматуры, коробок разъема, щитков, кронштейнов динамомашины, крепления аккумулятора, тумблеров, кабина! ламп, аэронавигационных огней и нр.;
3) соединение наконечников жгута с соответствующими контан тами у коробок разъема, приборных досок, щитков, контактнь колодок;
4) проверка правильности монтажа и исправности всей систем путем просвечивания или прозванивания.
После монтажа электрооборудования контрольный отдел прини*! мает его под током.
При индивидуальном производстве монтаж электрооборудования значительно сложнее.
Его начинают с изготовления жгута. Для этого провода, нарезанные с некоторым запасом на самолете по месту, соединяют к жгут и скрепляют его в ряде мест изоляционной лептой; при выводе ответвлений обычно жгуг снова примеряют по месту. Составив жгут, его обматывают на верстаке вручную киперной лентой и покрывают изоляционным лаком. На выведенных концах проводов ставят бирки с номерами, соответствующими монтажной схеме электрооборудования — і Скобки для крепления жгута часто изготовляет монтер. После этого ] монтер прокладывает жгут в самолете и укрепляет его.
При монтаже щитков на внешней их стороне устанавливают приборы и арматуру, а на внутренней к контактам присоединяют при помощи наконечников проводники. Затем устанавливают арматуру, разъемные коробки, кронштейны, щитки, выключатели, кабинные лампы, контактные колодки и т. д., разделывают провода жгута по схеме, обрезают излишки проводов, напаивают наконечники и соединяют их с контактами. Наконец, проверяют правильность монтажа под током и сдают электросистему контролю. Таким образом здесь преобладают верстачные ручные работы, которые почти совершенно отсутствуют в крупносерийном производстве. Помимо этого, большое количество операций, выполняемых монтером, и изготовление им жгута представляет значительно больше возможностей для различных ошибок и неисправностей. При неправильной разделке или обрыве хотя бы одного провода в жгуте приходится снимать весь жгут и полностью его разбирать, так как сращивать провода на самолете нельзя.
Монтаж аэронавигационных и контрольных приборов и их проводка. В крупносерийном производстве доски и щитки приборов с выштампованными отверстиями для приборов и просверленными по кондуктору отверстиями для винтов поступают из заготовительного цеха в цехи узловой сборки. Здесь устанавливают приборы и полностью смонтированные щитки и доски приборов передают в монтажно-сборочные цехи, где их устанавливают на самолет и прокладывают проводки по агрегатам. Таким образом в цехе окончательной сборки приходится произвести только необходимый после стыковки домонтаж. Последовательность этого технологического процесса должна быть тщательно увязана с монтажными схемами проводок, так как вследствие большого количества проводок, которые располагаются в малом пространстве около кабин, они перекрещиваются, идут одна над другой или рядом. Поэтому изменение последовательности монтажа может в значительной степени отразиться на качестве проводки.
К монтажу проводок предъявляют весьма высокие требования, как и вообще ко всем монтажно-сборочным работам на самолете. Крепление проводок должно быть безусловно надежным; на трубопроводах и изоляции не должно быть никаких механических повреждений; не допускается резких перегибов трубопровода, так как это отражается на качестве работы приборов. "Несостыкованные концы трубопроводов и штуцеры приборов должны быть плотно закрыты специальными колпачками или обвязаны чистыми тряпками, чтобы предохранить их от засорения. При прокладывании гибких валов необходимо следить за тем, чтобы длина оболочки точно соответствовала длине гибкого вала, иначе может произойти разрушение оболочки. Одновременно надо следить, чтобы радиус изгиба вала нигде не был ниже допускаемого для вала данного диаметра, а также за направлением вращения вала, т. е. для вращения вправо применять валы правого вращения, а для вращения влево—валы левого вращения, иначе вал будет раскручиваться и может разорваться.
Эти замечания имеют существенное значение при мелкосерийном производстве, где проводки монтируют по монтажной схеме, не соблюдая последовательности прокладки. При мелкосерийном производстве приборы и проводки обычно полностью монтируют в цехе окончательной сборки, причем на верстаках производят сборку приборных досок и щитков.
Монтаж управления мотором. При крупносерийном производстве ставят кронштейны с рычагами управления, тяги и кронштейны качалок (при жесткой системе управления) или трубки водки и укрепляют их (при гибкой системе управления), соедин наконечники тяг или тросов с рычагами управления и с рыча карбюратора и рабочего магнето. Затем регулируют длину тяН тросов посредством регулируемых наконечников. Тяги или гиб проводка в трубках поступают от цехов-заготовителей во им законченном виде.
При мелкосерийном производстве помимо перечисленных опера® приходится выполнять ряд дополнительных работ. Так, длину тяп тросов окончательно устанавливают по месту на самолете. Вследсі этого в монтажном цехе приходится отрезать концы тяг и наре парних резьбу или отрезать трос и припаивать наконечники.